Главная » Статьи » Мои статьи

Использование программы Power Point

 «Использование программы Power Point при проведении занятий с обучающимися в учреждении дополнительного образования детей»

 

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда смотрит и слушает – 65% получаемой информации. Эти данные напоминают о необходимости применения средств наглядности обучения для повышения эффективности учебных занятий. В недавние времена урок, доклад или просто выступление можно было проиллюстрировать лишь с помощью мела и доски, заранее подготовленных плакатов, карт и схем, с помощью слайдов и диапроектора. Затем распространение получили проекторы, позволяющие сопровождать изложение наглядными материалами, нанесенными на прозрачные пленки. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения предлагаемого учебного материала, с использованием звука, видео и анимации.

 

К основным достоинствам использования презентации в учебно-образовательном процессе можно отнести следующие:

Новизна представляемого материала. Презентация не должна дублировать учебный материал, изложенный в пособиях или каких-либо других учебных источниках. Следовательно, при подборе материала для занятия на педагога ложится ответственность в поиске интересной и новой информации по изучаемой теме.

Последовательность изложения. Педагог вынужден обращать внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний.

Интенсификация процесса обучения. В частности, становится более быстрым процесс записи определений по ключевым понятиям темы, не приходится вычерчивать графики, таблицы и т.п. Педагог не отвлекается на повторения –  основной текст и изображения находятся перед глазами, а обучающемуся не приходится ждать, пока педагог повторит именно нужный ему фрагмент. Как следствие, сокращение времени на повторы, вычерчивания, т.е. на непроизводительный труд педагога, приводит к росту объема выполненных заданий.

Повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента – даже взрослые люди любят играть.

Развитие творческих наклонностей, которые реализуются при создании обучающимися презентаций, предназначенных для массового обсуждения, например, о ходе выполнения ими самостоятельных работ, отчетов о проведенных исследованиях, предполагает дизайнерский подход к  оформлению слайдов презентации.

Качество изображения. Даже самые аккуратные записи или изображения на доске не могут сравниться с ярким, чётким и цветным изображением на экране.

Возможность быстрого внесения изменений. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.

Использование мультимедийных эффектов способствует повышению уровня представления наглядности. При демонстрации изображения могут присутствовать одновременно элементы анимации, аудио- и видеофрагменты, т.е. те факторы, которые позволяют наиболее долго удерживать внимание аудитории. Возможность «оживить» любой природный процесс, что обеспечивает большую наглядность и интерес.

Транспортабельность. Диск или флэш-карта с презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, для которых нужно найти пространство для размещения, к тому же не на любую поверхность их можно как следует прикрепить. Кроме  того, плакаты быстро теряют свой внешний вид. Файл с презентацией можно легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интернете.

Достоинства презентаций в сравнении с другими наглядными средствами состоят в возможности оптимизации деятельности педагога и обучающихся, что приводит к рациональному использованию времени урока. Педагог может без потери времени многократно предъявлять слайд с нужной информацией, нет необходимости в предварительном оформлении классной доски, есть возможность яркого смыслового акцентирования содержания учебного материала, сочетания дополнительных эффектов анимации и словосочетаний со звуковым сопровождением, применения анимаций при решении задач и т.п. К сказанному добавим следующее: качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране. В целом презентации являются уникальным средством обучения, предоставляющим педагогу большие возможности для управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и содействующим повышению эффективности урока. Применение презентаций способствует:

— наглядному представлению учебного материала;

— эффективному усвоению учебного материала через активизацию познавательной деятельности учащихся и систематизацию знаний;

— повышению интереса к предмету;

— самовыражению и задействованию чувств и эмоций учащихся;

— развитию приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развитию умений осуществлять обработку информации; в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию;

— формированию у обучающихся информационной культуры;

— формированию навыков самоконтроля и самооценки;

— эстетическому воспитанию за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

— приобретению опыта использования информационных технологий в

индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности;

— проявлению и развитию поисковой активности обучающихся.

 

Теоретическая база

Лидером среди программ для работы с презентациями является PowerPoint — приложение  Microsoft Office. Презентация состоит из слайдов, на каждом из которых при помощи программы PowerPoint можно размещать текст, изображения, звук и видео. Презентации могут управляться как докладчиком, так и автоматически программой, согласно заданному сценарию.

Создать новую презентацию можно несколькими способами.

  1. С помощью мастера автосодержания, предоставляющего помощь на всех этапах создания презентации. На завершающем этапе работы создается стандартизованная группа слайдов, объединенных одной общей темой, которую вы можете выбрать. Каждый созданный слайд содержит поля-заполнители, заменяемые текстом или другими объектами.

С помощью мастера автосодержания можно выбрать тип создаваемой презентации (например, бизнес-план, диплом или другие проекты), на основе которого приложение создает структуру презентации.

Для создания новой презентации откройте панель Область задач Создание презентаций. Для этого выполните команду меню Файл→Создать, либо выберите пункт меню Вид→Область задач или Вид→Панель инструментов→Область задач. На панели Создание презентации щелкните на ссылке Из мастера автосодержания. Откроется диалоговое окно Мастер автосодержания, в котором отображаются выполняемые в ходе процесса операции.

В программе мастера вы можете воспользоваться кнопками, с помощью которых создаются презентации различных категорий. Выбрав категорию презентаций, укажите ее тип, способ представления, выберите название, добавьте колонтитулы.

Полная презентация, включая текстовые заполнители, которые есть на каждом слайде, отобразится на панели структуры. На конечном этапе работы замените текстовые заполнители слайдов нужными сведениями. Для этого выделите текст в текстовом поле и введите поверх существующего текста новый.

  1. С помощью шаблона оформления для оформления создаваемых слайдов презентации предоставляются профессионально подобные цвет, фон и шрифт. Шаблон оформления не содержит образцов слайдов.

По сложности и точности реализации замысла шаблон оформления занимает промежуточное место между мастером автосодержания и презентацией, создаваемой с нуля. Существует два разных вида шаблонов – презентации и оформления.

При работе с мастером автосодержания используется шаблон презентации. Этот шаблон включает в себя не только форматирование, но и образцы слайдов, которые содержат текстовые заполнители.

В шаблоне оформления содержатся все средства форматирования слайдов презентации, однако с его помощью нельзя создать слайд.

Для включения режима создания новой презентации выберите ссылку Из шаблона оформления на панели Создание презентации. Открывается панель Дизайн слайда, на которой приведен список шаблонов оформления. На панели слайдов отобразится пустой слайд, в котором задается название презентации. Из перечня шаблонов Доступно для использования выберите один. Аналогичным образом из перечня можно выбрать любые слайды.

  1. Презентацию можно создавать с чистого листа. Это означает, что каждый слайд презентации нужно разрабатывать самостоятельно.

При создании пустой презентации все слайды создаются с нуля. Для выбора дизайна слайдов выполните пункт меню Формат→Оформление слайда. На панели Дизайн слайда выберите категорию Шаблоны оформления и подберите образец дизайна слайда.

На панели Область задач Создание презентации выберите ссылку Новая презентация. Откроется панель Разметка слайда.

Новая презентация открывается в главном окне, и вы можете редактировать пустой слайд заголовка.

Для сохранения созданной презентации выполните команду меню Файл→Сохранить (Сохранить как) или щелкните на кнопке Сохранить, расположенной на панели инструментов Стандартная. Появится диалоговое окно Сохранение документа, работа в котором аналогична работе в этом окне в других приложениях. После того как файл будет сохранен под своим именем, любые изменения в нем можно сохранить посредством нажатия комбинации клавиш <Crtl+S> или щелчка на кнопке Сохранить.

PowerPoint позволяет редактировать каждый слайд по отдельности в режиме Слайды, а также просматривать все слайды одновременно и сортировать их в режиме Сортировщик слайдов. Для переключения режимов просмотра можно использовать пункт Вид меню приложения или панель кнопок, которая располагается в нижнем левом углу экрана.

После выбора режима Сортировщик слайдов в окне приложения появятся все слайды созданной презентации. В этом режиме удобно редактировать последовательность слайдов презентации. Слайд можно выделить, скопировать в буфер, вырезать, вставить из буфера или удалить. Слайды также легко поменять местами, перетащив их мышью на нужное место.

Power позволяет «оживить» демонстрацию презентации с помощью анимации. Можно создавать эффекты анимации при смене одного слайда следующим.

Для настройки перехода от одного слайда к другому необходимо выделить слайд и ввести команду Показ слайдов→Переход слайда… На появившейся диалоговой панели Переход слайда с помощью раскрывающихся списков и установки флажков можно указать, какой анимационный эффект будет использоваться при смене слайдов, какими звуками это будет сопровождаться, что будет вызывать смену кадров – щелчок мыши или истекший интервал времени, и так далее.

Например, в раскрывающемся списке Эффект можно выбрать один из типов анимационных эффектов, который будет реализовываться в процессе перехода от слайда к слайду.

В раскрывающемся списке Звук можно выбрать звук, которым будет сопровождаться переход: Аплодисменты, Колокольчики, Пишущая машинка и так далее. Можно установить любой другой звук, выбрав звуковой файл.

Выбранные настройки можно применить как к одному текущему слайду, так и сразу ко всем слайдам презентации.

Любой объект, находящийся на слайде, можно заставить возникнуть на экране необычно: проявиться на экране, вылететь сбоку, развернуться до заданного размера, уменьшиться, вспыхнуть, вращаться и так далее. Текст может появляться целиком, по ловам или даже по отдельным буквам. Для установки значений параметров анимации объекта его необходимо выделить, а затем в контекстном меню выбрать пункт Настройка анимации. Появится диалоговая панель Настройка анимации.

На диалоговой панели в верхнем окне Порядок анимации перечислены объекты данного слайда. После выбора одного из них можно приступить к настройке анимационных эффектов.

Вкладка Эффекты позволяет с помощью двух раскрывающихся списков установить тип анимационного процесса при появлении объекта на слайде и звук, которым будет сопровождаться заданное действие, и так далее. Если выделенным объектом является текст, то в раскрывающемся списке Появление текста задается способ появления текста: Все вместе, По словам, По буквам.

Для просмотра существует несколько режимов, которые можно выбрать в меню Вид. Режимы, представленные ниже, разработаны для максимально быстрого и эффективного выполнения необходимых действий в процессе создания и редактирования презентации.

  • Обычный. По умолчанию этот режим отображается в виде трех панелей.
  • Сортировщик слайдов. В этом режиме все слайды представлены в виде миниатюр.

Таким образом, их легко перетаскивать, изменяя порядок их расположения в презентации.

  • Показ слайдов. Это специальный режим, с помощью которого можно предварительно просмотреть презентацию и представить ее на экране. В нем проверяют готовую презентацию после добавления новых слайдов. Этот режим также используется для корректировки готовой презентации.
  • Страницы заметок. В этом режиме отображается большая панель, предназначенная для создания заметок и голосового сопровождения презентации. Эти заметки также можно вводить в режиме Обычный, однако в режиме Страницы заметок эту задачу выполнять проще, поскольку в нем панель введения текста заметок значительно больше, что удобнее для работы.

Выбор режима просмотра может быть реализован посредством специальных кнопок в нижнем левом углу окна приложения.

Запуск демонстрации презентации может осуществляться либо командой Вид→Показ слайдов, либо нажатием кнопки Показ слайдов на панели кнопок. Если делать это с помощью кнопки, то предварительно надо вызвать на экран первый слайд презентации, так как кнопка запускает демонстрацию, начиная с текущего слайда.

Для перехода от одного слайда к другому, следующему за ним, нажимают клавишу «Enter» или щелкают левой кнопкой мыши. Для перемещения по слайдам презентации вперед или назад можно пользоваться клавишей «PageUp» или «PageDown».

В процессе показа слайдов указатель мыши не виден на экране, но он сразу появляется, стоит только начать перемещение мыши. Одновременно с курсором в нижнем левом углу экрана появляется изящная, почти сливающаяся с фоном кнопка. Нажатие на нее вызывает раскрывающееся меню, с помощью которого также можно управлять ходом демонстрации.

В процессе демонстрации презентации для перехода на нужный слайд можно также пользоваться управляющими кнопками и гиперссылками.

 

Методы и приемы работы. Основная педагогическая идея

Как и любое другое средство обучения, презентация должна отвечать определенным требованиям: яркость изображений – иллюстративного материала;  удобочитаемость – качество фона, яркость текста, размер шрифта; графическое оснащение – сноски значения значков и т.д.

Исходя из этих положений к оформлению презентаций, предъявляются следующие требования.

  1. Требования к объёму и содержанию информации
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
  • Слова и предложения – краткие.
  • Временная форма глаголов – одинаковая.
  • Минимум предлогов, наречий, прилагательных.
  • На одном слайде не следует размещать более двух-трёх определений, выводов.
  • Ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Не стоит слайды перегружать текстом, картинками, большими таблицами – они трудночитаемы и сложны для восприятия. Целесообразнее заменять их графиками, содержащими табличный материал. Если все же демонстрация таблицы необходима, то стоит привести только самые необходимые данные.
  • При условии, что не все слайды презентации будут предназначены для запоминания, стоит использовать различное оформление (шрифты, цвета, специальные значки, подписи) слайдов только для просмотра и слайдов для запоминания. Это облегчит восприятие материала.
  • Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. При этом она как не должна становиться главной частью занятия, так и не должна полностью дублировать учебный материал. Идеальным вариантом является такое сочетание текста   и презентации, когда обучающийся, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит педагог, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.
  • В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать. Это относится и к анимационным эффектам. Не стоит использовать крутящиеся, прыгающие и подобные им эффекты.
  • При подготовке презентации педагог должен привлекать возможности Интернет-ресурсов, использовать современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.

2. Требования к расположению информации.

  • Горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация в центре экрана.
  • Комментарии к картинке располагать внизу.

3. Требования к шрифтам.

  • Размер заголовка должен составлять 24 и более пунктов, остальной информации - не менее 20 пунктов. Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно так же, как и на экране компьютера, а не лучше и не крупнее. Чем больше помещение и удаленнее зрители (обучающиеся) от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.
  • Не использовать более двух-трех типов шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание
  • Рекомендуется так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта).

4. Способы выделения информации.

  • Рамки, границы, заливка
  • Рисунки, диаграммы, стрелки, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
  • Подбор правильного сочетания цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, но раздражать зрения, не быть «ядовитыми».

5. Цвет фона слайдов

  • Необходимо помнить, что  цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например:  зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие  интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)
  • Достигать «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету,  рамочки или создадите коллажи.
  • На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов. Для фона лучше  использовать светлые тона.
  • Использование фотографий в качестве фона не всегда удачно, из-за трудностей с подбором цвета и размера шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке.

6. Дизайн презентации

  • Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Главное – презентация должна нести образовательные, обучающие, воспитывающие функции, а не демонстрацию  средств и возможностей данного продукта.
  • Распределять учебный материал следует на небольшие законченные блоки. Каждый последующий блок должен быть связан с предшествующим.
  • Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности использования презентаций в учебном процессе.

          7. Применение схем и диаграмм

                Схемы и диаграммы в презентации - это возможность образного, абстрактного представления многочисленных рядов, классификаций объектов и связей между их компонентами. Диаграммы и схемы выполняют задачу обеспечения образности, наглядности представления содержания теоретического материала. Так же, как и таблицы, диаграммы и схемы позволяют комплексно, системно предоставить текстовой информацию.

  • Как правило, на одном слайде размещается одна схема или диаграмма.
  • Схема или диаграмма располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.
  • Количество элементов на схеме или диаграмме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой – элементарным правилом  «разумности», с точки зрения зрительного восприятия.
  • Текстовая информация в схеме или диаграмме должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше.
  • При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы или диаграммы необходимо помнить, что  схема или диаграмма – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы или диаграммы должен гармонично сочетаться с  другими слайдами презентации.

8. Применение рисунков и фотографий

    Рисунки чаще всего используются для разъяснения абстрактных понятий теоретического теоретического материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений. Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия). Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:

  • четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков;
  • соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);
  • разумное  дозирование количества фотографий и рисунков  в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).
  • размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим  требованиям экранного представления информации;
  • для облегчения «веса презентации», т.е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи педагогу и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Хорошо выполненная презентация может привлечь внимание обучающихся пробудить интерес к предмету. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если ими перенасытить презентацию, то снизится её эффективность в целом. Необходимо соблюдать баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.

Достигнутые результаты.

Перспективы дальнейшего развития

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, педагог экономит до 30% учебного времени в сравнении с работой у классной доски. Он может не думать о том, хватит ли ему места на доске, не беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, педагог может увеличить плотность занятия, обогатить его новым содержанием, тем самым пробуждая у обучающихся интерес к обучению.

Благодаря наглядности презентаций, используемых в процессе обучения, удается добиться высоких показателей качества знаний, умений и навыков обучающихся, а также развития их творческих и интеллектуальных способностей.

С целью контроля знаний обучающихся, планируется внедрение в учебный процесс различного рода тестов, созданных  на основе презентаций.

 

Список использованных источников

 

  1. http://www.portal-slovo.ru
  2. http://nachobr.baranovichi.edu.by/
  3. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/ispolzovanie-prezentatsii-pri-provedenii-razlichnykh-form-zanyatii
  4. Power Point презентации. [Электронный ресурс] URL: http://www.wmz-portal.ru/page-al-power_point_prezentatsii.html
  5. Губанова С. В. Мастер-класс «Создание высокотехнологичных презентаций в программе PowerPoint» [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/574798/
  6. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. [Электронный ресурс] URL:  www.it-n.ru
  7. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. [Электронный ресурс] URL:  www.pedsovet.org
  8. Беляков Е.В. Подготовка и использование презентаций в учебном процессе. [Электронный ресурс] URL: http://belyk5.narod.ru/Present.htm

        

Категория: Мои статьи | Добавил: rsdzelsk (29.03.2016)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0