Главная » Статьи » Мои статьи |
Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении Под личностно-ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ребенка и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту детей. Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ребенка, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ребенка, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
Методические основы построения личностно-ориентированного занятия Личностно-ориентированное занятие в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия "педагог - обучающийся". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучающегося. Изменяется позиция обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся. В чём же различие личностно-ориентированного занятия от традиционного? 1. Целеполагание. Цель - развитие обучающегося, создание таких условий, чтобы на каждом занятии формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На занятии постоянный диалог - педагог - обучающийся. 2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой обучающийся, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — обучающийся! Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет. 3. Деятельность обучающегося. Обучающийся является субъектом деятельности педагога. Деятельность идёт не от педагога, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения «педагог – обучающийся». Субъектно - субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. При подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Личностно-ориентированный подход на занятиях формирует у обучающихся самосознание, ощущение ценности собственной личности. Ребенок в процессе занятий удовлетворяет свои потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, в которых ему позволяют его индивидуальные способности. Целью личностно-ориентированного занятия в объединении «Операторы ЭВ и ВМ» является формирование личности обучающихся средствами информационных и коммуникационных технологий. Средствами достижения этой цели является комплексное планирование и реализация задач развития, образования и воспитания на основе триединой задачи занятия: - образовательная: формирование знаний детей старшего школьного возраста по работе на компьютере, получение навыков работы с различным программным обеспечением и компьютерными технологиями, освоение приемов работы с офисной техникой; создание условий для осознанного профессионального самоопределения. - развивающая: развитие навыков самостоятельности и самоконтроля в процессе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; - воспитательная: формирование культурологических стремлений, социально значимых качеств личности, воспитание моральных качеств; обеспечение тесной связи обучения с жизнью, ее запросами и требованиями. Затем определяется место занятия в системе занятий, сообщается не только тема, но и предполагаемый порядок организации тренировки, совместно с детьми выбираются пути, способы решения образовательных задач. При этом необходимо создать условия, обеспечивающие обучающимся позицию субъекта при постановке задач и в ходе их реализации. На занятиях создается атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ребенка в занятии, положительного эмоционального настроя в течение всего занятия. Поведение педагога на занятии – это умение владеть аудиторией. Необходимо организовать деятельность каждого ребенка, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, внимание, активность. Такое поведение позволяет отдельным детям, с учетом их индивидуальных способностей, положительно проявить себя, а стиль и тон педагога помогает им в этом. На занятиях педагог сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу обучающихся, сокращает однотипные задания. На занятиях создается ситуация ведения активного общения, не только монолога, но и диалога, полилога, позволяющих ребенку выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность. Данная технология позволяет на занятии выстраивать процесс познания «от ребенка»: - осознание обучающимися хода своих действий; - коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, опыта; - интенсивная самостоятельная работа; - работа обучающихся в паре во время проведения самоконтроля и самооценки; - групповая работа в процессе поиска способа выполнения задания (педагог играет роль консультанта); - межгрупповое взаимодействие при выполнении практических заданий; - индивидуальная работа во время выполнения заданий; - оценка (поощрение) при подведении итогов, анализ того, как обучающийся выполнял задание; - обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что нового узнали, чему научились, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Очень важной является процедура оценивания, которая должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей. Перед началом или в начале занятия, которое предстоит оценить вместе с детьми, определяется, каким образом будет оцениваться их деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения заданий и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению обучающимися практических заданий. На этапе изучения нового материала оценивать обучающихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом занятия, за тем, как относится ребенок к выполнению заданий, какова его активность. Если ребенок не справляется с выполнением того или иного задания, выясняются причины, организуется необходимая коррекционная работа по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагается выполнить задание, аналогичное тому, с которым воспитанник не справился. Контроль деятельности детей направляется на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков. Для отслеживания этой динамики используются различные виды контроля: - стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития обучающихся; - прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения; - пооперационный, ориентированный на оценку правильности, полноты и последовательности выполнения заданий; - контроль по результату, который проводится после выполнения работы методом сравнения фактических результатов; - итоговый, на основе которого определяется уровень подготовленности обучающегося. Для осуществления контроля применяются различные варианты: Первый вариант - обучающийся сам выбирает уровень и выполняет задание этого уровня. Второй вариант - обучающийся выбирает и выполняет то задание, с которым может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность его выполнения. Третий вариант - обучающемуся предлагается задание, которое содержит несколько уровней тренировочных заданий. Он самостоятельно выбирает задание и демонстрирует необходимые умения и навыки. Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому обучающемуся возможность изучить на занятии учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от способностей и индивидуальных предпочтений. Литература
| |
Просмотров: 187 | |
Всего комментариев: 0 | |